На Черкасском тракте
- Подробности
- Опубликовано: 03.07.2025 11:24
- Просмотров: 185
После Кючук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией в 1774 году, Россия получила обширные территории Северного Кавказа от Терека до Азовского моря и Каспия. Северный Кавказ, благодаря своему географическому положению, с древних пор связывал север с югом, окраины юго-восточной Европы с цивилизациями передней Азии.
Благодаря своему географическому положению, с начала III тыс. до н.э. река Егорлык связывает народы населяющие Кавказ с кочевыми племенами, обитавшими в степях Северного Кавказа и Подонья. Об этом свидетельствуют археологические исследования, которые проводились в ХХ в. К середине II тыс. до н.э. река Егорлык становится местом активного межплеменного товарного обмена (клад из с.Привольное). Возможно, в это время формируется торговый путь с Кавказа на Дон, имевший своей конечной точкой у энеолитического поселения на северной окраине станице Раздорской Усть-Донецкого района. В нижних слоях поселения были найдены археологические материалы, относящиеся к памятникам майкопской культуры эпохи ранней бронзы.
В наших степях, в это время появляются первые курганы с захоронениями того времени. Во II тыс. до н.э. племена северокавказской культуры, контролировавшие не только путь и являлись посредниками в торговли, оставили курганные могильники – святилища. Отдельные курганы-святилища, которые можно видеть и сегодня, достигали высотой до 5 м. От святилища к святилищу проходили первые степные дороги.
В эпоху железного века эти пути становятся зоной активных колонизационных процессов в начале сарматов, аорсов, а в впоследствии и алланов. В VIII в. при омеянидских халифах в Подонье-Приазовье приникают арабские купцы. Регион приобретает значимую роль в географии Великого шелкового пути. Хазария в силу своего географического положения, вовлекается в международную торговлю на Волжско-Каспийском направлении. Ответвлением этого направления в системе Восточной торговли является Донской торговый путь. Согласно «торговой колонизационной» концепции В.О. Ключевского, Донской торговый путь тяготел к Азовскому и Каспийскому морям и был частью Днепровского пути.
Историки, показывая систему русско-кавказских связей, свидетельствуют, что Дон для славян служил связующим звеном в торговле Востока и Запада. Этот путь для донских северян и вятичей был ближе и безопаснее в обоих направлениях, чем по Днепру и далее через Черное море. Различные данные показывают два приоритетных древнерусских торговых пути, шедших через Дон. Первый имел направление: земля русов – Итиль – Багдад. Второй шел в Итиль и Багдад из Византии.
Славяне, выполнявшие торгово-военные функции, служили как бы связующим звеном в торговле Востока и Запада. Дулимов Е.И. и Цечоев В.К. называют следующие пути русов по Дону в Каспий, в Черное море, на северный Кавказ: первый шел из Волги до Саркела (хазарский Каганат), второй в Приазовье, третий по Северскому Донцу в Черниговское княжество, по четвертому поднимались вверх по Дону до Вантит и еще один был сухопутным – через Белую Вежу на Северный Кавказ. Доказательством того, что в VIII-XII в.в. существовала сухопутная связь Хазарии, а позднее Руси с центральными районами Северного Кавказа послужило открытие в 1999г. крепости Саркел III.
Мнение о том, что Саркел сооружался, как караван-сарай получило признание у всех историков. В качестве караван-сарая город находился на стыке двух важнейших направлений – славянского речного и хазарского восточного степного путей. Таким образом, он представлял серьезную конкуренцию торговому речному пути славян, что шел из Дона в Волгу. Свидетельством этой конкуренции является и то, что славяне, обслуживавшие торговые пути каганата по Л.Н. Гумилеву, создали дублирующий путь на Каспий, который шел по Тереку из Тмутаракани. Таким образом, торговый путь из Саркела на Северный Кавказ находился под контролем степных племен, где Саркел для них служил перевалочной базой.
Торговля по степному пути проходила до конца XI в., прервавшись половецким нашествием. Возобновлена она была, частично только во времена турецкого Азова. Об этом свидетельствуют находки двух турецких монет, сделанных автором в 1977г. Первая монета размером с русский пятак, была найдена на месте разваленного дома у сегодняшней ветлечебнице на ул.Мичурина, а вторая с характерным четырехугольным отверстием по середине на спуске к реке Егорлык у дома, где проживают Степановы. Обе монеты были переданы с большой коллекцией русских монет на хранение в Летницкий музей. Но былого статуса торговый путь во времена Азака не приобрел.
Стратегическое значение бывший торговый путь и свое название Черкасский тракт он получает в середине XVIII в., когда Россия устремляет свои взоры на Терек. Короткий путь сообщения столицы Войска Донского Черкасска с Кавказом попадает в поле зрения Потемкина, в письмах которого мы официально встречаем название Черкасский тракт, как продолжение Азово-Моздокской оборонительной линии.
Чуть позже А.Суворов получает подробное описание тракта, который шел от Черкасска по Дону, далее в Маныч до впадения в него Егорлыка и по Егорлыку к Ставрополю. В хазарский Саркел, по-видимому, он шел также, только от Маныча дорога пролегала по прямой к самой крепости, которая располагалась у ст.Цимлянской.
К 20-м г.г. XIX в. тракт изменил свой путь и уже стал проходить до Песчанокопского, далее через созданные станицы Егорлыкскую, Мечётинскую и до станицы Аксайской Области Войска Донского, где была устроена переправа через Дон. Далее дорога шла на Москву. В 80-е годы XIX в. дорога получает название Московский почтовый тракт, но со строительством и пуском железных дорог утрачивает свое былое значение.
Сегодня о почтовом тракте напоминают величественные курганы, которые стоят «охранными холмами» вдоль старой грунтовой дороги. Здесь, на Егорлыке при впадении в нее реки Гок и был поставлен редут и основано село Летницкое. Административно оно входит в Песчанокопский район Ростовской области и граничит со Ставропольским и Краснодарским краями.
Во второй половине XVIII в. обострилась борьба России с Турцией за решение Черноморской проблемы. В итоге русско-турецкой войны 1768-1774г.г. Россия получила выход к Черному морю: к ней отошли Азов, Керчь, Еникале и Кинбурн.
В апреле 1777 года князь Потемкин готовит доклад Екатерине II об учреждении Азовской линии и переселении туда Волжского казачьего войска и Хоперского казачьего полка. Осуществление этого плана было возложено на Астраханского губернатора генерал-майора Якоби.
Высочайше утвержденным докладом Астраханского, Новороссийского и Азовского Генерал-губернатора князя Потемкина от 24 апреля 1777г. «Об учреждении линии от Моздока до Азова», предусматривалось и строительство линии по Большому Егорлыку до Черкасска.
Описывая линию между Тереком и Доном Потемкин предлагал «под №10 крепость должна быть самою важною потому, что «при ней как 3 главные вершины рек, так и 3 дороги к Кубани, Азову и Дону имеются, около оного места лес под Егорлыком кончится и хотя вниз по оному всегда корм и вода хороши были, однако по недостатку леса селению быть там трудно и по той причине назначаются форпосты от оной крепости и до самого устья реки Егорлык» [1. С. 521].
От Моздока до Азова граница русских владений была определена Кучук-Кайнарджийским миром. В докладе князя Потемкина Екатерине II, от 24 апреля 1777года, военная линия между Тереком и Доном определяется так: «Линия, назначенная на карте, оставляет Моздок фланговым пунктом и идет через реки Целугу, Куму, по вершинам Карамыка, Томузлова, Байбалы, Калауса, после Черного леса по Егорлыкам, при соединении вершины оных и вниз по Большому Егорлыку, до Маныча форпостами, которые, на Маныче продолжаясь, примкнут около Черскасска к Дону».
Следует отметить, что строившаяся военная линия имела не только оборонительное, но и колонизационное значение для царской России. Именно так и рассматривает эту линию автор доклада князь Потемкин. Указав на ее военно-стратегическое значение в деле обороны юга России, князь Потемкин подчеркивает, что «сверх сего (линия) открывает способ войти в тамошние горы и жилище Осетинское и со временем пользоваться их рудами и минералами». Далее князь Потемкин предлагает связать Азовский край с поселениями на Тереке непрерывной линией крепостей с водворением на них казаков.
Из указа Екатеринины II от 24 апреля 1777 г. о создании Азово-Моздокской укрепленной линии: «Высочайше утвержденный доклад Астраханского, Новороссийского и Азовского генерал-губернатора князя Потемкина – Об учреждении линии от Моздока до Азова:
«…Сия линия имеет простираться от Моздока к Азовской губернии в следующих местах, где построя новые укрепленные селения, коим примерный план у сего представляется, а именно: 1) на Куре, 2) на Куре ж., 3) на Цалуге, 4) на Куме, где и командир вышеописанных укреплений квартиру свою иметь должен; 5) на Томузловке, 6) на Бийбале, 7) на Калаусе, 8) на Ташле, 9) на Егорлыке, 10) в главном укреплении от Черного леса к Дону, где квартира второй части командиру быть должна…
1) Назначенным к перенаселению на ту линию Волжскому войску, о котором уже и удостоился я в прошлом 1776 г. получить Высочайший указ, также Хоперскому казацкому полку, имеющему селение свое в 27 верстах от Донских станиц.., указать перейти туда наступающею весною…
2) Назначенные вновь линейные укрепления наименовать, как благоугодно будет. И чтоб все оныя окончены были строением будущим летом, для чего хотя третью часть войск, отряженных на закрытие их, употребить в работу оных с зарплатою каждому по 5 коп. в сутки, и на то ассигновать сумму.
3) Для всех линейных укреплений, потребное число орудий повелеть отпустит из состоящих в артиллерии в излишестве, или из бывших при легких полевых командах…».
Во исполнение высочайшего указа Потемкин направил два ордера: 16 мая 1777 года за N 951 на имя генерал-губернатора Астрахани Якоби и 19 мая за N 982 на имя командира Хоперского полка Устинова. В первом он просил исполнить Указ «нынешним летом».
25 сентября в Моздоке было решено, что Волжский полк займет своими станицами линию то Моздока на северо-запад до вершин реки Тумузловки, а Хоперский полк продолжит эту линию далее по тому же направлению через Черный лес и вниз по реке Егорлык.
Строительство линии было начато без промедления, о чем свидетельствует переписка генерал-майора барона В.В. Шульца, командира 2-й дистанции крепостей Моздокской линии, прикрывающей со стороны Кубани от ногайцев 1777 года об «Об организации цепи редутов и казачьих караулов по р.Егорлыку до донских постов в связи с восстанем Кубанских ногайских орд» [2. Л. 68]:
«Ордер господину полковнику Шульцу.
«В прибытие мое в Астрахань со Азовской линии сего ноября 8 числа получил я от господина Донского войскового атамана Илавайскаго сообщение о возставшем в Крыму мятеже и о злых замыслах Кубанских нагайских орд. А как по нынешнему бытию моему на линии последняя фланговая московская крепость в Кубани в Черном лесу в совершенство приведена от которой Донскому полковнику Кутейникову и приказано протянутца кордоном полком своим по егорлику до самых Донских постов, с коими связав в цепь, иметь всякую предосторожность от злодеев со стороны Кубани и воровские их побеги накрепко присматривать и совращать оружием то извещая. И вашему высокородию предписую о тех злонамерных орд по вверенной вам дистанции таковое ж престережение неослабно продолжать и ему полковнику Кутейникову о наикрепнейшем присмотре не оставьте чинить частых подтвержденей. И в случае большой опасности от злодеев требовать вспоможения от господина полковника Лодыженскова и старатца о движениях или тех орд о злодейских партиях ко вреду здешной стороне клонящихся наиприлежнейше выведывать и о том извещать на все тамошние и на учережденные на Донских войска дистанци, поступая в том по точности данного вам моего наставления без малейшаго упущения и что проходить будет непродолжительно ко мне рапортовать о чем от меня и к нему господину полковнику Лодыженскому ордер послан».
В 1777-1778г.г. Азово-Моздокская укрепленная линия была сооружена, как продолжение кордонов вдоль Терека. На этой линии от Моздока до Большого Егорлыка было основано 10 крепостей. При каждой крепости образовались станицы: Екатеринодарская, Павловская, Марьинская, Геогргиевская, Сергиевская, Ставропольская, Московская, Донская.
К 1780 году работы по строительству Московской и Донской крепостей были закончены. В них переселяют остатки Волжского войска, а на следующий год на линию из Новохоперской крепости переселяют хоперских казаков в крепости Северную, Ставропольскую, Московскую и Донскую. Из казаков этих крепостей был сформирован Хоперский полк. В 1781 году весь Хоперский полк окончательно водворился на новую линию в 4 станицах: Северной, Ставропольской, Московской и Донской [3.C. 62].
По окончательному завершению строительства крепостей полка в 1781 году линию предполагалось продлить до Маныча по Большому Егорлыку форпостами и примкнуть их к Черкасску (столица донских казаков).
Определяя коммуникационную дорогу из Моздока прямо на станицу Цимлянскую, а оттуда через ст.Казанскую и Воронеж до Москвы, Потемкин предлагал и другую дорогу по крепостям до Черкасска и Азова. В последствии, эта дорого станет основной и получит название Черкасский тракт. На ее охрану в редуты будут определены 100 казаков Хоперского полка, которые должны были выходить из крепости Донской.
От крепости Донской до реки Средний Егорлык осталось 150 верст открытого, ничем не защищенного пространства. Постоянные набеги кочевников наносили большой урон. Так в «Рапорте донского полковника М.И. Платова походному атаману Дм. Иловайскому о нападении на Егорлыкскую заставу сообщалось:
«Высокоблагородному и высокопочтенному господину Войска Донского полковнику Матвею Ивановичу Платову Рапорт.
Сего октября 1 дня в минувшей ночи слоденскими Кубанскими партиеми было нападение на Егорлицкую заставу. Но как получен мною словесной приказ от господина подполковника Биклешева велено взять мне мою команду и маршировать для выручки оной заставы. По которым я тот час отправился. Тогда той злодейской партии застать не могли и слежа их прямо пошли через Кубань. По примечанию помянутой злодейской партии не более как человек до пятидесяти состоящаяся команда со мною состоит во всем благополучна, о чем вашему высокоблагородию сим донеся покорнейше рапортую подлинной подписью. Полковой сотник Василей Подгаевской.
Подлинным свидетельствовал полковой есаул Дмитрей Шадров».
«Высокоблагородному и высокопочтенному господину Войска Донского полковнику Матвею Ивановичу Платову
Сотника Протопопова рапорт: «Сего октября 1 дня в прошедшей ночи состояшею при Егорьлике убывшаго державнего шанца под командою Остраханского драгунского полку господина прапорщика Раманова застава была отокована из Кубанской стороны неприятелями. А от оной дано было знать господину подполковнику Беклешову потому от оного подполковника велено было мне дать знать состоящему при темном лесе господину сотнику Подгаевскому взять ему команду свою и как наискорее поспешать на выручке оной заставы и так же и от мене велено отправить в команду господину порутчику Порьхомову десять человек казаков почему от мене отправлены и были при оной же заставе неприятелей застать не успели. А дождавшись дня то есть 2 октября расмотря неприятельския сакмы и вели оными до самых Кубанских бродов а в глаза взять не могли, потом возвратясь та команда благополучно от неприятельских же нападеней помянутой заставы ничего вредного неоказалось. В команде ж моей обстоит все благополучно, о чем Вашему высокоблагородию сим донеся покорнейше рапортую. Подлинной подписал сотник Иван Протопопов. С подлинным свидетельствовал поливой есаул Дмитрей Шадров» [4. Л. 227-228].
Усиление линии и строительство новых укреплений проводилось ежегодно. К 1782 году линия имела следующие очертания: «Описание какие на новозаведенной Моздокской линии от города Моздока состоять крепости и фарпосты и в каких местах почтовыя станцыи что одна от другой растоянием верст какими людьми содержатца и каких прогоны и сколько людей и лошадей значит ниже:
Звание от города Моздока:
1. В крепости святыя Екатерины – 34 (разстояния верст).
2. От Екатерининской при фарпосте Салемановом броде – 22.
3. В крепости святого Павла от Селеманова брода – 32.
В крепости святыя Марии от Павловской – 12.
5. При реке Куме почта между оной крепостью святого Георгия от Мариинской в 13 верстах – 20.
6. От Кумы при фарпосте на реке Карамыке – 45.
7. От Карамыка в крепости святого Андрея – 25.
8. От Андреевской в крепости святого Александра – 15.
9. От Александровской при реке Калаусе в Алексеевском редуте – 12.
10.От Алексеевского при Бешпагирском редуте – 33.
11. От Бешпагирского в крепости Ставропольской – 33.
12. От Ставропольской до крепости Московской – 25.
13. От Московской до крепости Донской – 20.
14. От Донской до фарпоста Сары Камысшей – 17.
15. От Сары Камысшей до фарпоста Тумина Кургана – 25.
16. От Тумина Кургана до фарпоста Медвежева Кургана – 28.
17. От Медвежева Кургана до фарпоста Калалов где в летнее время казачей полк квартирует – 42.
18. От Калалов по зимнему пути до фарпоста Красного Ярка – 37.
19. От Красного Ярка до Камышеватого фарпоста – 35.
20. От Камышеватого до фарпоста дву братов где казачей полк в зимнее время квартирует – 25.
21. От дву братов до середнего реки Егарлыка фарпосту – 25.
А по летнему пути от Калалов до фарпоста калодезей – 25.
От калодезей до фарпоста реки середняго Егарлыка – 31.
Состоят посменно из города Черкаска при фарпостах и почтах Донския казаки:
1. От средняго Егарлыка до Нижняго Егарлыка по зимнему пути 30 – число людей, 60 – число лошадей, 45 – расстояние.
2. От нижнего Егарлыка до фарпосту Кагулты он же и Кужной по зимнему и летнему пути 30,60,25.
3. От Кагулты до фарпосту Мечетного зимнем 2, 40, 45 летним – 25.
4. От Мечетнаго до фарпосту Сатковского Хамутца зимнем и летним – 20,40, 25.
5. От Хамутца до фарпосту Дарьинскаго - 20,40,25.
6. От Дарьинского до фарпосту Усману по зимнему -20,40, 25
по летнему называемой Воровской балке – 25.
7. От Усману до Подполнинской заставы 20,40,43.
8. От Подполнинской до Черкаска – 5.
Итого от Моздока до Черкаска зимнем путем – 800, летним 714.
По всем оным почтам платятца прогоны от партикулярно едущих на каждою версту и лошадь по две копейки, а с курьеров по одной копейки.
Почтовых содержут во всех местах Донского Войска казаки при каждой по человек и по лошади» [5. Л. л.73об., л.7] (документ публикуется впервые).
Возможно, к этому времени относится появление небольшого укрепленного фельдшанца и в наших местах. Мы можем предположить его место. В статистическом отчете Ставропольской губернии за 1897г., при описании дороги от села Песчанокопское до села Рассыпное есть указание, что на 3 балке называемой «редутка» или «городок» есть мост. Название балки наверняка дал укрепленный пост, предназначавшийся для охраны дороги и оставшийся в памяти жителей в названии самой балки по месту его нахождения. Отметим, что это есть наше предположение, т.к. письменные источники не содержат информации об этом «городке».
Строительство новых укреплений и изменения на линии происходили ежегодно с учетом предотвращения набегов ногайцев.
Так в рапорте на Потемкина П.С. в 1783 году сообщалось: «Высокородному и высокопривосходительному господину генерал порутчику командующему корпусом … расположенному от Дагистана в Кавкаских горах по той линии до Дона и на Каспийском море всеми плавающими судами Ея Императорскаго Величества действительному камергеру и разных орденов ковалеру Павлу Сергеевичу Потемкину.
Рапорт: «Получая от вашего высокопревосходительства повеления, во исполнение оного доехав до редута Вестославскаго, о от толь начав от первого посту Кутейникова по состоящим передовым … где в некоторых местах мною предвидено расположение в неудобных местах к сохранению линии. Для того вновь учредил первый пост от дистанции Кутейникова на рассыпной балке, второй при Калалах перевел вперед десять верст. Третей на Комышоватой остался при своем месте. Четвертой на Камышоватой же перевел в удобное место, которой занимает от стороны Кубани пралазное место. Пятой насады камышах при своем месте. Сии вышеозначенные посты содержатца от полку Дьячкина, от полку Орлова. По речке Егарлыку до редута Володимерска имеютца четыре поста. Все оные в удобных местах к сохранению линии. На всех постах подтверждено иметь примыкающеюся одна до другого цепь розъездом не опасным числом людям. Съехать на половине и содержать пекет пока другими переменены будут. Во оном же повелении вашего высокопревосходительства предписано заметить места, где нужно постановить отряды могущие пособствовать к препятствию набегом злодейским. Вашему высокопревосходительству донести честь имею на Камышоватой близ посту сотника Кисилева нужно поставить для отвращения злодеев отряд» [6. Л. 422-422 об.].
5 мая 1785 году высочайшим именным указом Екатерины II образовала Кавказское наместничество, а 9 мая она повелела Потемкину П.С. обустроить Кавказскую губернию и открыть почтовое сообщение от Царицына до кавказской линии, а отсюда до Черкасска. Почтовые станции устраивались на расстоянии 15-30 верст, у которых позднее стали селиться казенное население и отставные солдаты с пособием от казны 20 руб. на каждый двор. Так же, давалось поручение основать город на пространстве от Черкасска до линии. [7. С. 2].
О каком городе могла идти речь в поручении Екатерины II.
Бутков П.Г. считал, что для реализации этой задачи в 1787 году было основано селение Калалы у Вестославского редута при впадении р.Калалы в р.Егорлык, с поселением 357 душ отставных солдат. Однако 8 апреля 1789 г. в день Святой Пасхи закубанцы, обитавшие за р.Лабой, ворвались в линию, напали на селение Вястославское и уничтожили его [8].
В Вестославском редуте стоял отряд полковника Беклешова [9. С. 26].
После сожжения селения вопрос о строительстве города больше не поднимался. А для безопасности населения и почтовых дворов продолжали возводиться земельные укрепления.
Так в период с 1782-1787гг. на линии Хоперского полка возникли селения государственных крестьян и однодворцев Курского наместничества. От крепости Донской и до Среднего Егорлыка при почтовых дворах были построены редуты: Безопасный, Преградный, Медвеже-Курганский, Вестославский, Летницкий, Разсыпной, Песчаноокопский и Средне-Егорлыкский [10. С. 171].
Редуты отличались от постов более обширными размерами и имели высокий земляной бруствер с глубоким внешним рвом. В нем могло помещаться до двух рот пехоты и 4 орудия. Так из рапорта командира Хоперского казачьего полка от 1 февраля 1786 года мы видим, сколько реально казаков находилось на охране:
«из Донской станице отлучены на почтах:
- при Медвеженском Кургане – 4 рядовых казака и 8 лошадей;
- при Вестославском редуте – 4 рядовых казака и 8 лошадей» [11. С.51-53], а отсюда можно сделать вывод, почему были успешны набеги ногайцев.
С 1786 года на казаков возлагался конвой и возка почты. Они направлялись по постам своей дистанции. Передовые кордонные посты ежедневно по утрам и вечерам высылали разъезды для осмотра окрестностей, что бы предотвратить прорывы черкесов на Черкасский тракт [12. С. 96-97].
Для безопасного прохождения транспортов от Дмитриевской крепости по линии на Средний Егорлык посылаются две роты Бутырского полка.
Из рапорта о посылке 2 рот Бутырского пехотного полка к Среднему Егорлыку для охраны транспортов: «Высокородному и высокопревосходительному господину генерал порутчику правящему должность Саратовского генерал губернатора действительному камергеру и разных орденов ковалеру Павлу Сергеевичу Потемкину
Рапорт: «Ваше высокопревосходительство изволили предписать мне, чтоб послать повеление следующим на линию двум Бутырского полку ротам, остановиться на Среднем Егарлыке для безопасного прохождения транспортов от Дмитриевской крепости. Но как те роты прежде прибыли в Донскую крепость то и предписал я о немедленном откомандировании их к назначенному месту господину полковнику Муфелю, которой ныне полученным рапортом ныне представляет что по малолюдству Бутырского полку оныя роты весьма нужны быть соединены с полком тем я поднес вашему высокопревосходительству оной рапорт на усмотрение. Ожидаю воли вашей мая 22 дня 1786 года».
«Высокородному и превосходительному господину генерал майору и кавалеру Николаю Степановичу Шемякину
Рапорт: «Осмеливаюсь представить Вашему превосходительству на ордер мною полученной об командировании Бутырского полку двуротной команды к Среднему Егарлыку, что в рассуждении малолюдства вооном сий роты весьма нужны. А при том думаю, что будучи в так залном разстоянии и без подкрепления не могут сами по себе следующим транспортом помощи никакой дать. Если ж необходимо сие нужно, то не угодно ли будет приказать таковым же командам других полков там остановитца. И спрашиваю резолюции. Полковник (подпись)»[ 13. Л. 125-126].
С 1787 года Хоперский казачий полк на регулярной основе осуществляет почтовое сообщение по почтовому тракту.
Из рапорта от Ставрополя о работе почты между редутами Безопасным, Преградным, Вестославским и др.: «Высокородному и высокопревосходительному господину генерал поручику начальствующему над войском Кавказского корпуса и флотом на Каспийском море правящему должность генерал губернатора Саратовского и Кавказского наместничеств и Астраханской обрасти Ея Императорского величества и действительному камергеру и многих орденов кавалеру Павлу Сергеевичу Потемкину
Рапорт: «Ваше высокопревосходительство соизволили повелеть мне предоставить ведомость сколько ныне состоит от Хоперского полку на почтах лошадей оную при сем предоставляю. И покорнейше прошу отпуск с четырех почт от редутов Безопасного Преградного и Вестославского и от Медвежего кургана для того что там Войска Донского о полку Каршина состоит при каждой почте по пятнатцати казаков кои могут и почту содержат. Полковник Конон Устинов».
От Вястославского редута до г.Черкасска почтовая служба была возложена на донских казаков. Из ведомости почтовых станций и почтовых лошадей, содержащихся Хоперским казачьим полком на 1787 год:
«Ведомости сколько ныне состоит от Хоперского казачьего полку на почтах лошадей и в каких местах, учинена июля 15 дня 1787 году.
Почты:
1-я в крепости северной – число лошадей: курьерских 6, почтовых 6
2-я в селе Сергиевском на калаче – 6, 6
3-я при бешпагире – 6, 6
4-я в городе Ставраполе – 6, 6
5-я в крепости Московской– 6, 6
6-я в крепости Донской– 6, 6
7-я при редуте Безопасном – почтовых 6
8-я при редуте Преградном – почтовых 6
9-я при Медвежьем кургане – почтовых 6
10-я при Вестославном редуте – почтовых 6
11-я при редуте астраханском – почтовых 6
12-я при редуте Владимерском – почтовых 6
Итого: курьерских 36, почтовых 72.
Полковник Конон Устинов» [14. Л. 216-217].
В ноябре 1788 года после боевых действий под Анапой русские войска стали распускаться на зимние квартиры. Из ведомости, представленной корпусному командиру Г.М. Елагину 20 ноября, видно, что Ладожский пехотный полк расположился в крепости Донской, а в редутах по Черкасской дороге пехота от Ладожского полка и казаки Денисова полка (донские казаки) [15. С.39].
В Вестославском редуте стоял отряд полковника Беклешова: два эскадрона Нарвского карабинерного полка (170 лошадей), шесть эскадронов Таганрогского и Астраханского драгунских (580 лошадей), рота 4-го егерского батальона Кавказского корпуса (136 человек), 6 рот Воронежского мушкетерского полка (1032 человек), команда Казанского мушкетерского полка (50 человек), Хоперских казаков 50, орудий полевых 2, полковых 6 [16. С.26].
По донесению поручика Панкова Гудовичу о распределении 162 орудий 10 июля 1792 года отмечено, что орудия распределены, в том числе, в редуты «Безопасном, Преградном, Вестославском, Верхнеегорлыкском, Разсыпянском, Песчанском» [17. С. 37].
После заключения мирного трактата с Портою в Ясах 29 декабря 1791г. был поднят вопрос о продолжении заселения линии. 16 января 1792 г. генерал-аншеф Гудович своим рапортом на высочайшее имя представляет: первое – ведомость о всех заведенных по линии от Каспийского до Черного моря крепостей, укреплениях и редутов. Занятых и не занятых войсками; второе – ведомость о всех заведенных по линии селениях.
«Среди них по Черкасской дороге:
- Редут «Медвежий курган» на Егорлыке – занят;
-Редут «Вестославский» на Калалах – занят;
- Редут «Летницкой» на Егорлыке – занят;
- Редут «Разсыпной» на Разсыпной – занят;
- Редут «Песчаные Копани» на Песчаных копанях – занят;
- Редут «Средний Егарлыцкой» на Среднем Егорлыке – занят» [18. С. 131-136].
Этим же рапортом Гудович предлагает «уничтожить редуты лежащие по Черкасской дороге, как закрытые далеко впереди по Кубани крепостями, а содержать только на оных для почты малое число казаков посменно», а так же поселить государственных крестьян, «которые больше хлеба сеять станут». И далее «казачьи посты коммуникационные по Кубани и между Московской крепостью и между новопостроенною Кавказской крепостью и по Черкасской дороге, содержать по рассмотрению частного командира». [19. С. 126, 171].
Здесь же говорится о том, что в 1794 году по Черкасской дороге выдворили 6 партий Донских казаков (1000 семей) для поселения на Кавказской линии [20. С. 198].
Большую роль в проведении политики России на Кавказе в тот период сыграл Александр Васильевич Суворов, будучи командующим корпусом, на Кубани в 1778-1793г.г. По прибытию в корпус А.В.Суворов немедленно затребовал карту Кубани и пригласил корпусного квартирмейстера.
Через несколько минут карта, снятая три года назад по приказу бывшего командира Кубанского корпуса генерал-поручика Щербинина, была развернута перед Суворовым. На ней он прочел: «Эксприкация на кубанскую степь. Кубанская степь начинается от Азовской крепости против Азовского моря до реки Кубани. В ней реки с пресной водой. Травы, камыша по рекам довольно. Воздух легок. Зимой снегу мало, быстро пропадает. Земля немного камениста, но хлебопашеству способна, на которой уже в прошлых 1772, 1773 и нынешнем 1774 году союзных орд татары сеяли просо, которые очень хороши и много уродилось. Все внутри лежащие реки малые не широки и не глубоки, только топки, со многим камышом, а притом ни по одной судам или большим лодкам ходить невозможно. Во всей части степи лесу нет, а имеется только при вершине реки Ташлы называемый Черный лес, да по всей реке Кубани. К строению годный: дубовый, кленовый, ясеневый, яблоневый, грушевый. Много родится винограда. Да полно водится лебедей, гусей и прочих птиц, гнезда у низ из дерен. Оленей, кабанов, коз множество. В положении своем та степь состоит более косогорами, лощинами высотой сажен по 10, 20, 35 и особенно таковые высоты над реками Еей и Кубанью. Притом множество курганов. На некоторых есть небольшие камни. Оные уповательно в знак кладбища положены. В оной степи вождения войск заглавные дороги следуют: 1-я – от Азова до города Копыла через Едичкульскую орду близ берега Азовского моря. 2-я – к реке Кубани через речки Кагальник, Малую Ею до вершин речек Чебласа и Кубани. 1-я неспособна, потому что в некоторых местах воды пресной мало. Переправы при реках Челбасе и Бейсуге трудные, особливо весной, верст 10 переходишь болотами. Так что ни гатей при том, ни мостов сделать неможно. А в начале июня месяца, по просуху, в тех местах свободнее проходить можно. Только с большим войском по оной дороге за неимением довольно пресной воды ходить неможно. 2-я несколько способов имеет потому, что негориста, идет по названных речек вершинами, в которых пресной воды довольно, а особливо весной. По оным небольшим войском ходить можно. А последнее время те вершины пересыхают. А довольствуются водой из вырытых в тех вершинах колодцев глубиной по сажени и несколько более, в которых даже здесь оные колодцы не выроешь, воды дополнительно, и хорошей, получить можно.
Есть третья дорога - от Азова на Кубань, по которой в Черный лес ездят. Оная идет от Азова вверх по реке Кагальник, оттуда на Маныч и вверх по Манычам до устья Первого Егорлыка, а потом оным вверх до реки Ташлы и Черного леса и на Кубань. Но только по оной войску в большом числе там ходить неможно, ибо в реках пресной воды, кроме Первого Егорлыка, не имеется, а довольствуются водой из вырытых колодцев глубиной в две с половиной сажени, однако для малой команды воды всегда довольно быть может.
Река Маныч вся соленая, широтой в 8,3-8,2-8,1 версты и по 300 сажен, глубины в 8,3-2,1 аршина, и более все озерами. В нее впадающие реки, как Первый Егорлык, с пресной водой, широтой сажен от 60 до 15. Второй Егорлык, в котором весной при устье вода соленая бывает, но скоро высыхает, широтой от 30 до 10. Татары на некоторых местах на оной роют колодцы. В Третьем Егорлыке по средине постоянно пресная, ширина так же, как и во Втором Егорлыке. Река Ташла скоро пересыхает, вода пресная, при устье соленая бывает, широтой по три и шесть сажен. Река Сосык с пресной водой, широтой от 20 до 25 сажен, глубиной в одну с половиной и в одну сажень. Река Калала – в ней вода пресная, широтой от 20 до 10 сажен, с камышом, во многих местах пересыхает. Над оными реками и речками, тоже и по берегу Азовского моря впадающим в оное рекам, кочуют союзных разных орд татары. Аулы в плане обозначены своим знаком».
Далее шло описание устроенных городков. С присущей только ему Суворову энергичностью, он приступил к строительству кубанских укреплений. Однако планы правительства резко изменились, и Румянцев просит Суворова принять под свое начало часть крымского корпуса и проинспектировать их на предмет готовности к возможным столкновениям с Турцией.
Выполняя поручения Румянцева, Суворов в двадцатых числах марта 1778г., осмотрев крепость Ставрополь, на перекладных выехал в Азов. Дорога шла на северо-запад «мимо Черкасска на Азов» - как донес он Румянцеву.
Суворов в сопровождении денщика, о котором только известно, что это был донской казак по имени Иван, ехал по старинному тракту, соединявшему Кавказ с Доном. По дороге он с интересом осматривал редуты и крепости Азово-Моздокской линии и сравнивал их с теми, что успел построить вдоль Кубани.
Не доехав до Черкасска, Суворов свернул на Азовский шлях. После короткого отдыха в Азове, знакомой уже дорогой выехал в Ейский городок.
Ни об этой ли поездке у летничан осталось придание о том, что Суворов посещал село или укрепленный городок. Еще в пору моего детства, старики рассказывали мне о суворовском городке, огороженном деревянными кольями и стоявшем на месте сегодняшней старой мельницы по ул. Мичурина.
О том, что Суворов ехал по Черкасскому тракту, а не по другой дороге, свидетельствует его второе посещение Кубани, которое он поделал от Царицинской крепости (г.Волгоград) по Волге до Астрахани, морем до Терека и в Ставрополь. Отсюда Суворов выехал в фельдшанец и крепость Павловскую. Проведя инспекцию названных крепостей, он выехал в Азов. По пути, посетив на реке Терновке – левый приток Большой Еи, редуты Терновой и у переправы Большой Еи «Большейский»; Суворов прибыл в фельдшанец Эльбуздинский, располагавшийся на левом притоке Кагальника. С этого места до переправы и карантина у реки Кагальник оставалось всего 28 верст. Таким образом, маршрут по которому Суворов ехал из Ставрополя в Азов во второй свой приезд на Кубань напоминает сегодняшнюю дорогу Ростов-Ставрополь, проходящую по трассе Ростов-Баку.
В первый же приезд на Кубань и последующее возвращение в Азов проходило по Черкасскому тракту – короткой дороге, соединявшей Кавказ с Доном. Мы можем предположить, что Суворов не только знакомился со стратегически важной дорогой, но и посещал с инспекцией уже существовавшие укрепленные пункты, да и поездка на перекладных требовала замены лошадей. Таким образом, 1778г. можно считать официально зафиксированной датой появления первых русских, ставших жить постоянно в наших местах, несших военную службу по охране тракта. Примерно об этой дате говорит и М. Кузминов, записавший свидетельства старожилов: «К примеру, проживавший в селе Летницком Карп Владимирович Харичкин (1870-1958г.г.) сообщил автору этих строк, что его дед в 13-летнем возрасте приехал вместе с другими семьями переселенцев из Обоянского уезда Курской губернии в район балок села Песчанокопского. Его семья окончательно закрепилась в районе теперешнего села Летник. Дед К.В. Харичкина прожил в Летнике до 117 лет. Умер он, когда К.В. Харичкину было семь лет. Сам же Карп Владимирович прожил 88 лет. Если произвести арифметические расчеты, то первые поселенцы в наших краях появились в конце ХVIII века.
Примечания:
1. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Том ХХ. 1775-1780. – Спб., 1830.
2. РГАДА. (Российский государственный архив документальных актов). Разряд XXIII. Кавказские дела (коллекция) Государственного архива Российской империи 1762-1804 гг. Ф.23, оп.1. д.5, ч.3, л.68.
3. История Хоперского полка Кубанского казачьего войска 1696-1896 (сост. В. Толстов) в 2-х частях. – Тифлис, 1900.
4. РГАДА. Разряд XXIII. Кавказские дела (коллекция) Государственного архива Российской империи 1762-1804 гг. – Переписка полковника К.И. Муфеля и командующего Моздокской линией полковника Н.Я. Аршеневского. 1782 год Ф.23, оп.1, д.12 ч.7, л.227, л.227 об., л.228».
5. РГАДА. Разряд XXIII. Кавказские дела (коллекция) Государственного архива Российской империи 1762-1804 гг. «Описание Моздокской линии: перечень крепостей, редутов, форпостов, на каком расстоянии друг от друга. – Переписка генерал-майора барона В.В. Шульца по управлению Моздокской линии. 1782 год». Ф.23, оп.1, д.12 ч.8, л.73об., л.74.
6. РГАДА. Разряд XXIII. Кавказские дела (коллекция) Государственного архива Российской империи 1762-1804 гг. – Рапорт о проверке и состоянии постов. Ф.23, оп.1, д.15, ч.24, л.422, л.422об.). 1783 г.
7. Сборник сведений о Северном Кавказе. К 125 летию г.Ставрополя // Ставропольский губернский статистический комитет. Т.VI. – Ставрополь, 1910.
8. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 гг. Ч.II. – Спб.,1869.
9. Волконский Н.А. Кавказ в 1787-1799 гг. // Кавказский сборник. Т. ХV. - Тифлис, 1890.
10. Кавказский сборник. Т. ХV. Тифлис, 1890.; История Хоперского полка Кубанского казачьего войска 1696-1896 (сост. В. Толстов) в 2-х частях. – Тифлис, 1900. С.92.
11. Московское отделение общества Арх. Главного штаба. Дела казачьего новытья. Месячные рапорта, февраль 1786 года Приложение №31.
12. История Хоперского полка Кубанского казачьего войска 1696-1896 (сост. В. Толстов) в 2-х частях. – Тифлис, 1900.
13. РГАДА. Разряд XXIII. Кавказские дела (коллекция) Государственного архива Российской империи. 1786 год. Ф.23, оп.1, д.15, ч. 57.
14. РГАДА. Разряд XXIII. Кавказские дела (коллекция) Государственного архива Российской империи. 1787 год. Ф.23, оп.1, д.15, ч.93.
15. Волконский Н.А. Кавказ в 1787-1799 гг. // Кавказский сборник. Т. ХIV. - Тифлис, 1890.
16. Волконский Н.А. Кавказ в 1787-1799 гг. // Кавказский сборник. Т. ХV. Тифлис, 1890.
17. Там же.
18. Материалы по истории Кавказской линии 1790-95 гг. // Сборник исторических материалов по истории Кубанского казачьего войска. Т.1. 1737 -1801гг. Собраны и изданы И.И. Дмитренко. Документы извлечены из Московского отделения архива Главного штаба. – Спб., 1899.
19. Материалы по истории Кавказской линии 1790-95 гг. // Сборник исторических материалов по истории Кубанского казачьего войска. Т.1. 1737 -1801гг. Собраны и изданы И.И. Дмитренко. Документы извлечены из Московского отделения архива Главного штаба. – Спб., 1899.
20. Там же.
Летницкий редут
Долгое время считалось, что возникновение сел по Черкасскому тракту от Вестославского до столицы Войска донского г.Черкасска относится к 1803 году.
Источником по датам возникновения сел служило краткое описание Ставропольской губернии, составленное инспектором народных училищ А.Твалчрелидзе и его работа «Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношениях», изданная в Ставрополе в 1897 году. Несмотря на обширные и, несомненно, интересные материалы полученные от учителей, врачей и земских начальников, сам автор извинялся за возможные неточности в цифровых данных в описании [1. С.3].
На большое количество расхождений в источниках в определении времени образования населенных мест указали и составители «Административно-территориального устройства Ставрополья с конца ХVIII века по 1920 год», изданного в 2008 году. Работники Государственного архива Ставропольского края считают, что эти расхождения объясняются отсутствием единого подхода:
- в одних случаях указывается время образования селений появления первопоселенцами;
- в других межевания, выдачи документов на право владения;
- в третьих причисление к Ставропольской губернии и тд. [2. С. 6].
Открытие архивов для широкого круга исследователей в начале ХХI века, позволило ввести в научный оборот новые источники и документы по истории не только наших мест.
Так, появление в широком доступе на интернет ресурсах «То Место» «Атласа Горного училища за 1792 год", позволило установить, что Летницкая уже указана как почтовая станция. Подтверждением тому, что в Летнике была почтовая станция, мы находим и в «Атласе для юношества Саратовской, Воронежской и Кавказского наместничества за 1794 год».
В прошении запорожских казаков на имя Екатерины II от 29 февраля 1792 года, посланных Войсковой Радой в Петербург для урегулирования вопроса получения земель Тамани с окрестностями и взятии их под «Высочайшее покровительство», были предложены границы Черноморского войска:
«Окрестности Тамани отвести в границах от Азовского моря по р.Кагальнику до урочища Хомутицкого, а отсюда через балку Терновую, впадающую в Маныч, до реки Егорлыка и по реке Егорлыку на редуты Летницкий, Вестославский, Калалы, Медвежекурганский, Преградный, Безопасный, Донской, Московский, по за русским лесом до г.Ставрополя….» [3. С. 502].
Подтверждение о нахождении Летницкого редута в это время на Егорлыке мы находим и в инструкции, данной Ченегою представителю депутатов Черноморского войска полковнику армии премьер-майору Гулику, где был указан следующий порядок обзора границ будущей «земли войска черноморского»:
«по над Азовом морем до речки Кагальника, оттуда вверх на урочище Хомутецкое и на устье балки Терновой впадающей в Маныч, до устья реки Егорлык, потом по Егорлыку редутами Летницким, Вестославским, Калалы, Медвеже-Курганским, Преградным, Безопасным, Донским, Московским, поворотом «по за русским лесом» на Ставрополь, а от него до реки Кубань редутами на Черное море и до переправы через гирло в Тавриду и по всем ее рекам…» [4. C. 21-22].
Указанные данные нами были представлены в Администрацию Летницкого сельского поселения. Используя подход к основанию г.Ростова-на-Дону, которое ведется не от основания крепости Святого Дмитрия Ростовского 1761 года, а от основания Темерницкой таможни в 1749 году, собрание депутатов Летницкого сельского поселения 13 апреля 2015 года приняло решение № 86 считать датой основания с.Летник с первого упоминания о населенном пункте в 1792 году.
Продолжая работать в Российском государственном архиве документальных актов, Астраханском и Краснодарском государственных архивах, позволило нам выявить дополнительные документы, относящиеся к истории села Летник. Это побудило нас еще раз вернуться к истории его возникновения.
Первое упоминание о строительстве новых укреплений на Азово-Моздокской линии относится к 1782 году, которое нам известно из переписки генерал-майора барона В.В. Шульца по управлению линией. В перечне крепостей, редутов, форпостов и на каком расстоянии они друг от друга, Шульц указал, что от Калалов по зимнему пути до форпоста Красного Ярка – 37 верст, от Красного Ярка до Камышеватого форпоста – 35 верст, а по летнему пути от Калалов до форпоста колодезей – 25 верст [5. Л. л.73об., л.74].
Сегодня это расстояние от впадения реки Калалы до Песчанокопского (Песчаные копани). Однако в истории, воспоминаниях и в топонимике наших мест Красный Ярок не сохранился, хотя таких мест на р.Егорлыке и ее оврагах, в районе с.Летник, с выходами красной глины, много.
Исследователь истории Хоперского казачьего полка В.Толстов в своей большой работе, изданной в 1900 году в Тифлисе, отмечал, что в период с 1782-1787 гг. на линии от крепости Донской и до Среднего Егорлыка при почтовых дворах были построены редуты: Безопасный, Преградный, Медвеже-Курганский, Вестославский, Летницкий, Разсыпной, Песчаноокопский и Средне-Егорлыкский [6. С. 171].
Подтверждением о существовании в это время редутов служат и рапорта о потерях казаков и солдат от черкесов в адрес генерала Теккеля. Весной 1788 года набеги горцев и татар возобновились. «13 марта 1788 года партия черкесов. пробравшист из за Кубани на р.Ею, захватили двух донских казаков, посланных в разъезде по черкасской дороге из редута Песчаных Копаней. В тот же день, черкесы изрубили одного солдата Ладогского пехотного полка из числа трех, сопровождавших двух возчиков, перевозивших смолу по черкасскому тракту…» [7. С.407].
Подтверждение даты строительства Летницкого редута в 1787 году, мы так же находим и на «Военно-исторической карте Северо-Западного и Северо-Восточного Кавказа», составленной Е.Д. Фелициным в 1899 году, находящейся в широком доступе интернета. Составитель отметил, что были построены:
«- Медвежекурганский редут в 1787г.;
- Вестославский редут в 1787-1789 гг.;
- Летницкий в 1787г. (1792 год возможно при редуте построена почтовая станция);
- Разсыпянский редут 1789г.;
- редут Песчаные копани 1787г. и далее».
Как мы уже отметили, 16 января 1792 г. генерал-аншеф Гудович своим рапортом на высочайшее имя представил ведомость о всех заведенных по линии укреплениях и редутов и занятых и не занятых войсками. Летницкий редут упомянут среди занятых, что означает – в редуте войска находились круглогодично и постоянно, в отличии от фельдшанцев и постов, куда посылались отряды на сезон или в разъезд [8. С. 131-136].
Таки образом, полученные новые архивные документы, позволяют говорить о том, что Летницкий редут был построен в 1787 году, что подтверждается и картографическими данными. Службу в нем на постоянной основе несли казаки Хоперского полка, а с 1792 года у редута открывается почтовая станция. Следовательно, и основание Летника необходимо вести с 1787 года (с первого упоминания в источниках).
Проведенное исследование является обращением к депутатам Летницкого сельского поселения об установлении окончательной даты основания Летника 1787 годом.
Кроме того, полученные новые архивные данные могут быть использованы для установления дат основания сел по Черкасскому тракту от Вестославского до столицы Войска донского г.Черкасску (ныне Ростовской области).
Примечания:
1. Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношениях», сост. А.Твалчрелидзе. – Ставрополь, 1897.
2. Административно-территориальное устройство Ставрополья с конца ХVIII века по 1920 год. – Ставрополь, 2008.
3. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Т.1. - Екатеринодар, 1910.
4. Волконский Н.А. Кавказ в 1787-1799 гг. // Кавказский сборник. Т. ХV. - Тифлис, 1890.
5. РГАДА. Разряд XXIII. Кавказские дела (коллекция) Государственного архива Российской империи 1762-1804 гг. «Описание Моздокской линии: перечень крепостей, редутов, форпостов, на каком расстоянии друг от друга. – Переписка генерал-майора барона В.В. Шульца по управлению Моздокской линии. 1782 год». Ф.23, оп.1, д.12 ч.8, л.73об., л.74.
6. Кавказский сборник. Т. ХV. Тифлис, 1890.; История Хоперского полка Кубанского казачьего войска 1696-1896 (сост. В. Толстов) в 2-х частях. – Тифлис, 1900. С.92.
7. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Т.1. - Екатеринодар, 1910.
8. Материалы по истории Кавказской линии 1790-95 гг. // Сборник исторических материалов по истории Кубанского казачьего войска. Т.1. 1737 -1801гг. Собраны и изданы И.И. Дмитренко. Документы извлечены из Московского отделения архива Главного штаба. – Спб., 1899.
Статья подготовлена Озеровым А.А.
При перепечатывании статьи или отдельных материалов обязательно ссылаться на источник:
Озеров А.А. Летник и летничане. Историко-краеведческий очерк. – Ростов на Дону: «Альтаир», 2024. – 704 с.